№ 5-6 (2019)

Взаимосвязь самооценки состояния здоровья и уровня заболеваемости с академической успеваемостью у студентов старших курсов медицинских специальностей с учетом влияния социально-экономических и демогра

PDF
В. В. Кузнецов, Р. А. Байрамов, Е. А. Смирнов, Е. К. Косилова, К. В. Косилов
Аннотация
Цель: изучить взаимосвязь академической успеваемости с самооценкой качества жизни, связанного со здоровьем и его объективным состоянием с учетом влияния наиболее значимых демографических и социально-экономических параметров у студентов старших курсов медицинских специальностей. Материалы и методы. С 01.011. 2017 по 15.06.2018 года данное исследование было проведено в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) и в Тихоокеанском государственном медицинском университете (ТГМУ). Для участия в исследовании нами были отобраны 316 студентов (155 (49,05%) женского, 161 (51,5%) мужского пола, средний возраст 21,2 (1,7) года), обучающихся на 4–6-м курсах. Средняя частота отклика составила 92,7%. Данные о демографических переменных, социально-экономическом статусе, условиях проживания и обучения, заболеваемости, поведенческих особенностях и ряд других были собраны с помощью комбинированной Анкеты самооценки демографического, социально-экономического, медицинского и поведенческого статуса студента вуза. Наличие хронических заболеваний и индекс коморбидности верифицировались по медицинской документации лечебных учреждений. Статистический анализ полученной информации был проведен программой Statistica 6.0. Результаты. Суммарные композитные оценки КЖСЗ у студентов ДВФУ и ТГМУ оказались практически идентичны (61,9/64,4, p < 0,05). Индекс коморбидности студентов обоих вузов оказался высоким (1,7–1,9), что свидетельствовало о высоком уровне хронической заболеваемости. При анализе взвешенных средних переменных было установлено, что на успеваемость оказывает влияние высокий доход семьи (r = 0,037, p < 0,05 у студентов ДВФУ и r = 0,035, p < 0,05 у их сверстников их ТГМУ), оптимальные условия обучения и проживания (r = 0,033, p < 0,05 и r = 0,046, p < 0,05 в ДВФУ; r = 0,034, p < 0,05 и r = 0,07, p < 0,05 в ТГМУ). Выводы. Успешность обучения в каждой из выборок студентов ДВФУ и ТГМУ сильно коррелирует с индексом коморбидности и КЖСЗ, отмечается также корреляция этого показателя с уровнем дохода семьи, условиями обучения и проживания, оценками качества обучения. Регрессионный анализ объединенной выборки студентов старших курсов медицинских специальностей выявляет корреляцию успешности обучения с показателями КЖСЗ, индекса коморбидности, а также оценкой качества обучения и условиями обучения и проживания.
Ключевые слова
качество жизни, связанное со здоровьем, состояние здоровья, индекс коморбидности, студенты, социально-экономический статус, демографический статус, успеваемость
Для цитирования:
Кузнецов В.В., Байрамов Р.А., Смирнов Е.А., Косилова Е.К., Косилов К.В. Взаимосвязь самооценки состояния здоровья и уровня заболеваемости с академической успеваемостью у студентов старших курсов медицинских специальностей с учетом влияния социально-экономических и демографических характеристик. Медицинский альманах. 2019;(5-6):10-15. https://doi.org/10.21145/2499-9954-2019-5-10-15
For citation:
Kuznetsov V.V., Bayramov R.A., Smirnov E.A., Kosilova E.K., Kosilov K.V. The relationship of self-assessment of health status and morbidity with academic performance in senior students of medical specialties, taking into account the impact of socio-economic and demographic characteristics. Medical Almanac. 2019;(5-6):10-15. (In Russ.)

Об авторах
В. В. Кузнецов
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Россия

Р. А. Байрамов
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
Россия

Е. А. Смирнов
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Россия


Е. К. Косилова
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Россия


К. В. Косилов
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет»; ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
Россия
Косилов Кирилл Владимирович


Список литературы

1. Акопян А.Н. Исследование предэкзаменационного психоэмоционального состояния студентов. Вестник восстановительной медицины. 2010. № 6. С. 36-39.
2. Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского вуза в сопряженности с самооценкой здоровья. Земской врач. 2014. № 2 (23). С. 41-44.
3. Бабина В. С. Проблемы здоровья студенческой молодежи. Молодой ученый. 2015. № 11. С. 572-575.
4. Бобылева О.В Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема. Вестник ТГУ. 2013. № 18 (3). С. 852-854.
5. Бянкина Л.В., Изотова В.М., Хотимченко А.В., Цуман Н.А. Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизиологического состояния. Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2014. № 4 (110). С. 24-28.
6. Гранков М.В., Аль-Габри В.М., Горлова М.Ю. Анализ и кластеризация основных факторов, влияющих на успеваемость учебных групп вуза. Инженерный вестник Дона. 2016. № 4. С. 23-27.
7. Звоников В.М., Ройзман И.В. Взаимосвязь показателей адаптивности с акцентуациями характера студентов. Вестник восстановительной медицины. 2014. № 2. С. 2-5.
8. Здоровье студентов: социологический анализ. / Отв. ред. И.В. Журавлева. Институт социологии РАН. 2012. С. 252-257.
9. Ирихин Н.В., Журавлев Ю.И., Жернакова Н.И., Чефранова Ж.Ю., Ирихина И.В. Сравнительный анализ объективной и субъективной оценок здоровья студентов в ходе реализации инновационной образовательной программы «Здоровьесбережение». Вестник ТГУ. 2009. № 6 (74). С. 149-153.
10. Капезина Т.Т. Исследование межличностных отношений в студенческой группе. Наука. Общество. Государство. 2016. Т. 4. № 1 (13). С. 95-102.
11. Карпенко Ю.Д. Динамика функционального состояния и адаптационных процессов у студентов. Гигиена и санитария. 2012. № 4. С. 61-63.
12. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гигиена и санитария. 2015. № 9. С. 18-20.
13. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гигиена и санитария. 2015. № 9. С. 18-20.
14. Ковалева И.В., Штепа Ю.П. Анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов, на основе применения информационных технологий.Novainfo. Педагогические науки. 2016. № 48. С. 3.
15. Корниенко Д.С., Козлов А.И., Отавина М.Л.Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей. Гигиена и санитария. 2016. № 6. С. 577-581.
16. Кошелева Г.В., Фионова Ю.Ю. Факторы, влияющие на успеваемость студентов. Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. № 7-4 (18-4). С. 331-333.
17. Кузнецова А.А. Влияние когнитивных стилей на академическую успеваемость студентов. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11 (1). С. 35-36.
18. Миннибаев Т.Ш., Мельниченко П.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Архангельский В.И., Гончарова Г.А., Мишина С.А., Шашина Е.А. Изучение влияния условий и организации обучения на показатели успеваемости и здоровья студентов. Гигиена и санитария. 2015. № 4. С. 57-60.
19. Михайлова И.В., Таскина С.В. Самовосприятие и когнитивные особенности студентов с разным социометрическим статусом. Вестник Московского государственного областного университета. 2017. № 4. С. 60-65.
20. Новохатская Э.А., Яковлева Т.П., Калитина М.А. Заболеваемость студентов, обусловленная характером питания в современных условиях обучения. Проблемы социальной гигиены и история медицины. 2017. № 5. С. 281-285.
21. Рассказова Е.И. Модели стадий изменения поведения в психологии здоровья: возможности и ограничения. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. C. 102-119.
22. Сагидуллина Л.С., Ксетаева Г.К., Орынбасарова К.К., Аманжолоа Т.А., Новрузова Н.Б. Внешние факторы, влияющие на успеваемость студентов вуза. Вестник КазНГМУ. 2017. № 4. C. 290-294.
23. Свистунов А.А., Моррисон В.В., Николенко В.Н. Содержание и проблема понятия качества образования, обучения и их критериев. Известия международной академии наук высшей школы. 2004. № 3 (29). C. 83-92.
24. Трапезникова М.В., Савкин В.В. Мониторинг и прогнозиро¬вание психофизиологического статуса и успеваемости студенток I-II курса медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2015. № 1. C. 104-107.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 1997-7689 (Print)
ISSN 2499-9954 (Online)